Ледокол «Ангара» - один из самых узнаваемых исторических объектов г. Иркутска, ровесник легендарного крейсера «Аврора», уникальный памятник истории техники, 7 августа отметил свой 120-й день рождения.
25 июля (по ст.стилю)/ 7 августа (по нов. стилю) 1900 г. спущен на воду в селе Лиственичном и поступил на службу Забайкальской железной дороги. Корабль построен в 1899 г. на верфях Ньюкасла (Великобритания) и в разобранном виде доставлен в Иркутскую губернию.
Боевая биография корабля не менее примечательна. В 1918 г. «Ангара» была национализирована, вооружена пушками и пулеметами и принимала участие в боевых действиях в акватории озера Байкал в период Гражданской войны в Восточной Сибири в 1918-1919 гг.
В 1921-1960 гг. «Ангара» служила мирным целям - перевозила по Байкалу грузы и пассажиров, буксировала баржи.
Жизнь корабля не была простой - «Ангара» переживала пожары на борту, дважды тонула. С 1991 г. отреставрирована и стоит на вечном приколе у набережной в микрорайоне Солнечный г. Иркутска, на борту - филиал Областного краеведческого музея.
В Государственном архиве Иркутской области имеются документы, отражающие длинную и насыщенную биографию одного из самых старых сохранившихся ледоколов мира.
№ 132 чб-п. Ледокол Ангара на зимовке близ Туркинского маяка. Дата съемки [1920-1921 гг.]. Место съемки оз. Байкал. |
![]() |
Ф.Ф.Оп.2а.Д.158.Л.1 Ледокол Ангара на фоне ледокола Байкал. |
![]() |
![]() |
![]() |